У людей, как правило, набирается столько неприятностей, сколько
они едва в состоянии выдержать. Когда неприятностей много, люди
частично привыкают к ним и перестают их замечать; когда их мало,
люди начинают видеть их в каких-нибудь мелочах. Невыносимый
уровень неприятностей обычно достигается лишь тогда, когда они
накапливаются быстрее, чем к ним можно привыкнуть.
читать дальшеЧем больше развито общество, тем больше в нем взаимно причиня-
емые неприятности заменяют неприятности, испытываемые от
неблагоприятных условий естественной среды. Когда у притесняемых
кончается терпение, они либо бегут от своих мучителей подальше,
либо развязывают более или менее жестокую войну с ними, либо
убивают себя. Примечательно, что мучители обычно тоже из-за
кого-то мучаются.
С точки зрения современных людей, средневековая жизнь представ-
ляла собой почти сплошное взаимное мучение, причем для "низов"
значительную его часть обеспечивал каждодневный изнурительный
труд по принуждению. Какова была эта жизнь на самом деле, опреде-
лить сложно. Действительно, люди больше воевали и раньше умирали,
но это наверняка было привычно и потому вряд ли сильно их угнета-
ло. А было ли это хорошо -- другой вопрос. Конечно, в каждой
стране время от времени случались особо тяжелые периоды (иногда
длившиеся десятилетиями), когда жизнь становилась едва выносимой.
Кошмарные подробности таких периодов попадали в литературу, и
потом на основании этой литературы изнеженные потомки пугали себя
и друг друга ужасами Средевековья, считая, что знают о нем если
не всю правду, то основную ее часть.
А сегодня уже делаются удивительные открытия, вроде упоминае-
мого в следующем сообщении СМИ: "Ватикан опубликовал сотни
документов из своих секретных архивов, имеющих отношение к
судебным процессам по делам еретиков и иноверцев. Как утверждают
представители Ватикана, злодеяния испанской инквизиции, которая,
по мнению историков, с 13 по 19 век уничтожила, по разным
подсчетам, от 30 до 300 тысяч человек, были если не придуманы,
то, по крайней мере, сильно преувеличены."
продолжение
http://medievism.narod.ru/#2.4.